Ассоциация развития аддитивных технологий изменит рынок 3D-печати

В России появляется все больше материалов и оборудования для аддитивного производства. Как это влияет на различные сферы экономики и что дает бизнесу – в материале РБК Екатеринбург.

Объем российского рынка аддитивных технологий по итогам 2023 года составил около 12 млрд рублей. Примерно три четверти этой суммы приходится на оборудование и услуги 3D-печати, оставшаяся часть — на материалы. В этом году аналитики прогнозируют рост рынка до 15-16 млрд рублей.

Аддитивные технологии — это способ создания деталей или изделий с помощью послойного добавления материала: пластика, металла, бетона и других. Это одна из самых быстрорастущих отраслей в стране.

Более того: если в прошлом году к 2030 году прогноз объема этого рынка составлял порядка 23,5 млрд рублей, то сегодня анализ Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ) показывает, что этот показатель будет достигнут намного раньше. Об этом в рамках круглого стола на тему «Перспективы внедрения аддитивных технологий в России на базе отраслевых лидеров» на выставке «Иннопром» заявила исполнительный директор Ассоциации развития аддитивных технологий Ольга Оспенникова.

Ассоциация развития аддитивных технологий (АРАТ) — некоммерческая организация, объединяющая усилия предприятий стратегических отраслей промышленности и госкорпораций в области трехмерной печати с целью формирования рынка аддитивных технологий в России. В настоящее время в состав Ассоциации входят 28 организаций.

Сейчас АРАТ работает над точечными изменениями в законодательстве.

«На сегодняшний день самым проблемным вопросом является регуляторика. При поддержке Минпромторга мы стараемся решать этот вопрос комплексно: разрабатывать нормативные документы верхнего уровня для помощи предприятиям во внедрении аддитивных технологий. Кроме того, формируем национальный проект по достижению технологического лидерства, куда крупным блоком войдут аддитивные технологии. В документе предусмотрено создание базы данных синтезируемых материалов и другие меры поддержки для стимулирования спроса на аддитивные технологии», — объяснила Ольга Оспенникова.


Для развития отрасли власти уже утвердили стратегию, которая рассчитана до 2030 года и включает шесть направлений: научно-техническое развитие, производство, отраслевые стандарты, кадровое обеспечение, кооперация и экономическая эффективность.

«Есть определенный план, как действовать дальше. Мы видим, что технология с каждым годом набирает все большую популярность, и прогнозируем, что в стратегии будет реализован инновационный сценарий», — подчеркнул директор департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Валерий Пивень.


Для бизнеса применение технологии трехмерной печати интересно. Она позволяет производить детали и комплектующие, которые сложно изготовить традиционными методами, а еще снизить массу изделий и значительно сократить сроки производства.

«Технология уже показала свою эффективность в авиации, утверждает заместитель генерального директора АО «ОДК» — руководитель приоритетного направления «Технологии двигателестроения» Михаил Бакрадзе.

«За последние три года мы реальными примерами показали преимущества аддитивных технологий. Это касается создания вертолетных двигателей для импортозамещения двигателей французского производства. По традиционной схеме — доводка, оснастка, изготовление конструкторских вариаций комплекта — это заняло бы годы. А с помощью 3D-печати мы реализовали проект практически за месяц», — отметил Бакрадзе.

Госкорпорация Росатом тоже начала изготавливать оборудование для трехмерной печати. Но в атомной промышленности бюрократические барьеры еще выше, чем в других отраслях. Поэтому сейчас перед предприятием стоит задача разработать стандарты для применения таких изделий.

«Оборудование российских производителей и материалы развиваются. Но если не внести изменения в нормативную базу, то ключевые потребители просто не смогут применять эти технологии. В прошлом году на Росатоме была создана рабочая группа из конструкторов, изготовителей и потребителей. Она определила десять базовых деталей разных классов безопасности, которые можно изготавливать с помощью аддитивных технологий. Нам важно согласовать правила, пройти весь путь, чтобы Ростехнадзор принял наши результаты испытаний», — объяснил Илья Кавелашвили, директор бизнес-направления по аддитивным технологиям Росатома.


Важным остается вопрос подготовки кадров. Специалист по аддитивным технологиям должен обладать набором уникальных компетенций. Но подобные специальности только начинают появляться в российских вузах.

Например, в УрФУ обучается группа из 25 студентов, которые изучают лазерные и аддитивные технологии. Через два года они смогут работать на реальном производстве — к этому времени они будут иметь опыт управления машинами, которые есть в производственном процессе.

«Университет старается внедрять все новейшие технологические тренды и инструментальные возможности. Но прежде чем заняться аддитивными технологиями, необходимо поменять конструкторское и технологическое мышление, чтобы успешно встраивать эти возможности и инструменты в бизнес-процессы», — отметил первый проректор УрФУ Сергей Кортов.


Университет планирует расширять набор и подготовку кадров. В будущем вуз будет выпускать специалистов трех направлений:

  • инженер-конструктор, который сможет конструировать с помощью аддитивных технологий и конструировать сами аддитивные машины;
  • инженер-технолог;
  • инженер-исследователь, который сможет работать с передовыми материалами.

По итогам обсуждения Андрей Клепач, который сейчас является не только главным экономистом ВЭБ.РФ, но и председателем наблюдательного совета Ассоциации развития аддитивных технологий, предложил обратиться в Правительство РФ, чтобы оно дало поручение Ростехнадзору внести в свои нормативные документы понятие «Аддитивные технологии».






ОДК построит новый производственный комплекс в Москве
Читать новость