F2 innovations и НПО «3D Солюшнс» провели ходовые испытания экспериментального 3D-печатного катера

01 октября 2024
F2 innovations и НПО «3D Солюшнс» провели ходовые испытания экспериментального 3D-печатного катера

Российские компании-производители 3D-принтеров и расходных материалов F2 innovations и НПО «3D Солюшнс» сконструировали и напечатали четырехметровую моторную лодку, а затем провели испытания на воде. Проект задуман как демонстрация возможностей предлагаемого оборудования и материалов — 3D-принтера с длиной построения свыше трех с половиной метров и композитов с армирующими волоконными наполнителями.

  Пермская компания F2 innovations занимается разработкой экструзионных 3D-принтеров промышленного назначения — от среднегабаритного оборудования для прототипирования и мелкосерийного производства до высокотемпературных 3D-принтеров и крупноформатных аддитивных систем для 3D-печати полимерными и композиционными гранулятами.

НПО «3D Солюшнс» — московский разработчик и производитель термопластичных полимерных композиционных материалов для аддитивного производства. НПО «3D Солюшнс» и компания REC 3D образовали технологический альянс и производят филаменты и гранулы для 3D-печати прототипов и функциональных изделий, в том числе из жестких полимеров, эластомеров, армированных композитов и тугоплавких конструкционных термопластов.



 Как сообщает компания F2 innovations, проект состоял из четырех этапов — референсинга, проектирования, 3D-печати и испытаний. Команда опиралась на собственный опыт аддитивного производства оснастки для авиастроительной отрасли и примеры зарубежных компаний, сумевших изготовить и провести испытания 3D-печатных плавсредств.

Сюда входит восьмиметровый катер водоизмещением 2,3 тонны (на иллюстрации выше), изготовленный Университетом штата Мэн на крупнейшем к тому времени экструзионном 3D-принтере в мире.

Компании Caracol и NextChem реализовали проект Beluga, разработав функциональный 3D-печатный прототип парусной лодки из композита MyReplast — переработанного полипропилена со стекловолоконным наполнителем.

Голландская судостроительная компания IMPACD Boats поставила на поток аддитивное производство консольных катеров с электромоторами, реализовав уже более трехсот проектов для внутреннего рынка.

На этапе проектирования инженеры F2 innovations и НПО «3D Солюшнc» учитывали все факторы — от законов судостроения до безопасности испытателей. Расходным материалом послужил композит из смеси первичного и вторичного полиэтилентерефталатгликоля с наполнителем из стекловолокна (PETG+GF) и пятнадцатипроцентной долей переработанного полимера. Такой выбор обусловлен низкой усадкой, позволяющей сохранять геометрию при 3D-печати крупногабаритных объектов, высокой когезией слоев, обеспечивающей высокую прочность и долговечность, а также экологичностью и низкой стоимостью.


 

За производство расходного материала отвечало НПО «3D Солюшнc», аддитивное оборудование предоставила компания F2 innovations. В проекте использовался крупноформатный 3D-принтер F2 Gigantry по технологии экструзионной 3D-печати гранулированными полимерами и композитами (FGF, Fused Granulate Fabrication), внесенный в реестр Министерства промышленности и торговли РФ. Эта аддитивная система с областью построения 6000х2500х1800 мм оснащена шнековым экструдером F2 Pellet 8 с поворотным механизмом, пневматической подачей гранулята и производительностью до десяти килограмм в час. Четырехзонный нагрев хотэнда обеспечивает равномерное прогревание с максимальной температурой 450°С, позволяя работать с тугоплавкими инженерными полимерами.

Благодаря поворотному механизму 3D-печать корпуса выполнена до углом 45° для снижения усадки и необходимости в опорных структурах, например при построении отсека непотопляемости, требуемого для обеспечения безопасности экипажа. Итоговое изделие достигает четырех метров в длину и полутора в ширину. 3D-печать заняла трое суток сменами по восемь часов, в том числе ночью. Оборудование способно работать в автономном режиме, но учитывая масштаб и сложность проекта построение контролировалось операторами от начала и до конца.

Испытания провели на реке Каме в городе Перми, где располагаются производственные мощности компании F2 innovations. Опытное судно оснащено электрическим двигателем мощностью 1,3 кВт с двумя аккумуляторами, мотор закреплен на фанерном транце. Лодка успешно прошла ходовые испытания сначала с одним человеком на борту, а затем и с полной нагрузкой — экипажем из семи человек.

Во время испытаний катер сумел развить скорость в 10 км/ч, ограниченную мощностью силовой установки. Водоизмещение в двести килограмм обеспечивает достаточную остойчивость и маневренность.

«У нас не было никаких сомнений в успехе. Мы с технологами и конструкторами все предусмотрели еще на этапе проектирования, применили наш многолетний опыт в 3D-печати крупногабаритных изделий и получили готовую лодку», — прокомментировал руководитель проектного отдела компании F2 innovations Дмитрий Синюшов.

Весь период разработки, начиная с концепции и заканчивая спуском на воду, занял всего пять дней. В ближайшее время компания F2 innovations и НПО «3D Солюшнс» планируют представить новый проект — небольшую яхту-швертбот, выполненную аналогичным методом. Презентация состоится на Лидер-форуме 12-13 ноября 2024 года на ВДНХ, в павильоне «Атом».


Аддитивные технологии на ИННОПРОМ 2022. Главные итоги.
Читать новость

Календарь событий

31
мар 2025
08:00

Ассоциация РАТ объявляет сбор заявок на первую Все­российскую премию в области аддитивных технологий. Мероприятие направлено на поддержку ключевых проектов в области аддитивных технологий, развитие новых направлений и стимулирование внедрения аддитивных технологий. В премии могут принимать участие юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, работающие в сфере разработки, внедрения или использования аддитивных технологий. Приём заявок продлится с 30 марта по 30 апреля 2025 года.

18
мар 2025
10:00
Выставка технологий, оборудования для металлургии и литейной промышленности, а также готовой металлопродукции.
03
мар 2025
10:00
Международная промышленная выставка оборудования для металлообработки и сварки «МашЭкспо Сибирь» ежегодно объединяет производителей и поставщиков станков, оборудования, инструментов, расходных материалов для машиностроения и промышленные предприятия, а также первых лиц отраслевых министерств федерального и регионального уровней, союзов, ассоциаций.
Нет мероприятий в данной категории
Нет мероприятий в данной категории
Нет мероприятий в данной категории
13
авг 2024
10:00

За время своего существования форум стал одним из крупнейших мировых смотров продукции военного назначения, а также внес серьезный вклад в развитие военно-технического сотрудничества между странами. Ежегодно форум посещают представители оборонной отрасли разных государств мира, чтобы заключить выгодные сделки. Традиционно в рамках форума Ассоциация развития аддитивных технологий выступает организатором круглого стола, посвящённого вопросам развития отрасли.

10
июл 2024
12:30
Цель мероприятия – объединение представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий, институтов развития и органов исполнительной власти на единой площадке, вовлечение ключевых потребителей аддитивных технологий в различных отраслях промышленности с целью обсуждения перспектив развития аддитивных технологий, технологической независимости, инновационных разработок и идей в области оборудования и технологий для аддитивного производства.
10
июн 2024
10:00

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia – это единственная выставка в России, где представлены мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии — от проектирования и производства до эксплуатации, а также беспилотных летательных аппаратов и аэромобильности.

23
мая 2024
11:00
В рамках выставки «МЕТАЛЛООБРАБОТКА 2024» . ЦЕЛЬ мероприятия – объединение представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий на единой площадке с целью обсуждения вопросов связанных с развитием технологий и материалов. 3D-печать является незаменимым инструментом для производства высокоточных изделий «сложной геометрии». В России данная технология успешно применяется уже на десятках предприятий. Специалисты отмечают, что аддитивные технологии смогут помочь импортозамещению во многих отраслях промышленности в условиях санкций. Эксперты в области промышленной 3D-печати и специалисты из широкого спектра прикладных отраслей приведут примеры эффективных кейсов применения 3D-принтера.