АТ на пороге квантового скачка?

АТ на пороге квантового скачка?

Открывая IV Лидер-форум «Аддитивные технологии. Расширяя горизонты», Ольга Оспенникова, исполнительный директор Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ), назвала аддитивные технологии флагманом российской промышленности, так как именно они коренным образом меняют её облик. АТ не только открывают небывалые возможности проектирования и конструирования, но и выручают в текущей ситуации, т.к. позволяют быстро организовать воспроизводство деталей сложных технических систем. Первый вопрос о развилках и проблемах в развитии АТ в стране модератор планерного заседания Андрей Клепач, председатель наблюдательного совета АРАТ, главный экономист ВЭБ РФ, адресовал специальному представителю президента РФ Дмитрию Пескову

АТ создают новые отрасли

 Дмитрий Песков назвал аддитивные технологии основой основ в разработанной модели сквозных технологий. Он высказал уверенность, что темпы развития АТ-индустрии в России сейчас будут существенно выше за счет двух факторов. Во-первых, это один из ключевых элементов настоящего импортозамещения. Во-вторых, резкий рост аддитивной индустрии после ковидного спада — это общемировая тенденция, при этом аддитивные технологии завоёвывают новые отрасли, и сегодня медицина и космос, которые до недавнего времени были маргинальными, обладают потенциалом роста. Повод для оптимизма относительно космической отрасли дают ведущие российские частные космические компании, выводящие небольшие спутники на низкие орбиты. Основой технологического процесса их создания является 3D-печать, что, по словам Пескова, означает фактическое появление новой отрасли. Также готовится большой проект национального уровня по развитию беспилотной авиации в России, и в этой новой отрасли основой технологического процесса будет также аддитивное производство. В принципе, будущее отрасли Песков видит в решении задач импортозамещения, нового качества в традиционных отраслях промышленности, а также появлении новых отраслей и рынков, основанных на аддитивных технологиях как способе организации производства. 

Сертификация—ловушка для отрасли

 Дорожная карта по АТ сейчас в стадии глубокой переработки, поскольку принято решение перевести дорожные карты в открытые соглашения. «Росатом» стал центром притяжения аддитивного сообщества, и о сути этой роли рассказал Кирилл Комаров, первый заместитель гендиректора госкорпорации «Росатом». Компания хотела бы выступать как игрок национального и в будущем международного масштаба. Прежде, чем предлагать ­что-либо «городу и миру», в компании считают правильным сначала сделать ­что-то для себя. «Мы отдаем себе отчет в том, что АТ никогда не заменят традиционную металлообработку,— говорит Кирилл Комаров.— С другой стороны, есть вещи, которые традиционная металлообработка экономически обессмысливает». Действительно, мы уже писали в журнале «Аддитивные технологии», что кольцо выгородки реакторной зоны должно 80 лет работать в экстремальных условиях по температуре и давлению. Выгородка — это изделие высотой примерно 4 метра, масса заготовки 75 тонн, а готового изделия — 35 тонн. Процесс длителен по времени, и 40 тонн уникального дорогого спецсплава уходит в стружку. «Если мы сумеем в нашем строгом ядерном надзоре доказать, что изделие способно в реакторной зоне работать нормативное время, то это будет прорыв»,— утверждает Кирилл Комаров. Не менее важным представитель «Росатома» считает «пройти тяжелый путь регуляторных изменений».

ОДК построит новый производственный комплекс в Москве
Читать новость

 Эту тему энергично поддержал Дмитрий Песков, который назвал сертификацию единственным узким местом на пути взрывного роста рынка АТ. Взрыв аплодисментов в зале вызвало его утверждение, что «сертификация — принципиально нерешенная задача. Если дорожная карта будет состоять из одного пункта, в котором записано, что для рынка будет создана платформенная сертификация», это решит многие задачи. «Когда появляется принципиально новый материал, тем более под конструкторскую задачу, вообще непонятно, как его вывести в режим эксплуатации. С беспилотниками мы находимся ровно в этой истории. В стране нет ни одного сертифицированного беспилотника. Стоимость материалов и стоимость сертификации неизвестны, но по мере прохождения сертификации ее стоимость растет экспоненциально. Если ты идешь обычным, традиционным путём, то дальше оказывается, что это нельзя, другое нельзя. Ты переделываешь, стоимость ОКРов начинает стремительно расти. Сначала нам говорили, что сертификация машины стоит 30 млн рублей, сейчас уже за 200, и до конца никто не дошел. Это ловушка, в которую отрасль угодила целиком». Выход специальный представитель президента видит в том, что одной частью решения должно стать признание виртуальных испытаний, другой частью — ограничение производств использования, то есть поиск сфер, в которых разрушение в процессе эксплуатации некритично. Дмитрию Пескову возразил представитель «Росатома». Кирилл Комаров считает, что сомнительно найти универсальный метод. У авиаторов свои требования, у мостостроителей другие, и вряд ли ­кто-то позволит эти требования объединить. Каждый будет стоять насмерть. По его мнению, можно попробовать унифицировать доказательную базу, определив ­какое-то количество экспериментов на прочность, устойчивость, другие характеристики, но вряд ли возможен один регламент, который позволил бы всем применять аддитивные материалы, исходя из ­какого-то одного подхода. «Боюсь, что такой подход не дойдет до подписи», — пошутил Комаров.

Кого и чему учить

К числу проблем, которые надо решать активно, относится проблема кадров. По мнению Кирилла Комарова, надо еще понять, о каких кадрах речь. Кадры, которые умеют ­что-то производить в области АТ, это важно, но важнее научить людей применять АТ в тех сферах деятельности, по которым они получали профессию. Если у людей такого опыта нет, они никогда не будут конструировать изделия, закладывая в них возможность применения АТ. Они просто не знают, как это делать. «Мы на базе своей росатомовской академии сделали обучающий курс, где учим применять технологии, но это должно быть частью учебного курса в вузах», — уверен представитель «Росатома». Сходную точку зрения высказал академик РАН Юрий Михайлов. Одна из задач сегодня — внедрение понимания АТ в сознание конструкторов, которые будут изготавливать конкретные изделия. Пока конструктор не возьмёт эту технологию в качестве одной из возможных, ничего не получится. 

И снова о компонентной базе 

«Новые технологии есть, и это хорошо. Но где мы возьмём комплектующие для самих принтеров — электронику, двигатели, мотор-редукторы и так далее? На 30% принтеры себя самовоспроизводят, но все же 25% комплектующих поступают из Китая и Тайваня. Даже платы по нашим чертежам все равно делаются в Китае»

Ответ на этот вопрос из зала прозвучал также в зале — от ректора «Корабелки» Глеба Туричина, по мнению которого, есть способы сохранения того импорта, который был, и на коротком плече это можно сохранить. «Порошковый питатель мы за три месяца сделали полностью. Это своё и ничуть не хуже оерликоновского, хотя и сильно его напоминает. Что касается электронной компонентной базы, то мы работаем и будем работать на "Альтере", и проблем с поставкой в России нет».

Дмитрий Песков ответил длинно, но суть свелась к тому, что государство поможет только в том случае, если будет оценка консолидированного спроса на те или иные компоненты на горизонте 10 лет и некие обязательства крупных компаний уровня «Росатома» или «Ростеха» по выкупу произведённого объема. И ещё одно соображение прозвучало из зала. Мы живём в эпоху быстрых изменений, «и сегодняшние поставщики завтра могут оказаться непоставщиками. Что тогда?» На этот вопрос нашелся только один ответ. От модератора: «Импортозамещением занимаемся полтора десятка лет. Комментировать, насколько успешно, не буду»